ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Куда идешь, русское монашество?

26.09.2013 Куда идешь, русское монашество?

23−24 сентября 2013 года в Троице-Сергиевой лавре прошел съезд монашествующих, собравший архиереев, настоятелей и настоятельниц российских, украинских, белорусских монастырей. Присутствовали и гости из Греции. Основной целью собрания стали обмен духовным опытом, монашескими традициями и обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих, которое в значительно доработанном виде было роздано участникам. Этот документ разительно отличается от первого проекта Положения, обсуждавшегося в 2012 году, – он доработан и значительно расширен, в нем появились новые разделы, в связи с чем первоначальный объем увеличился примерно в семь раз.

Прещения – по монашеским обетам

Съезд открылся докладом митрополита Волоколамского Илариона, изложившего свою позицию относительно некоторых разделов проекта Положения о монастырях и монашествующих. Владыка сказал, что, по его мнению, монашеский постриг – не обряд, а таинство, напомнив, что учение о семи именно таинствах появилось в русском богословии под влиянием католической схоластики.

Необходимо ввести понятие монашеского совершеннолетия, не совершать постриги ранее 20-летнего возраста, считает он. Практика коллективных постригов допустима, но следовало бы переходить к практике постригов индивидуальных.

По мнению митрополита Илариона, было бы правильным ввести написание желающим монашеского пути прошения не только на иночество, но также и на пострижение в мантию. Отсюда напрямую зависит решение проблемы ухода из монастыря, исходящее из необратимости монашеских обетов. Он подчеркнул, что церковные прещения для покинувших обитель мантийных монахов, давших обеты, должны быть более суровыми, нежели для иноков, которые обеты ещё не произносили.

Недопустимы тайные постриги без ведома архиерея. Совершающие их – нарушители церковной дисциплины, считает архиерей.

Женатые отдельно, монашествующие отдельно?

В настоящее время нет единого мнения: должен ли игумен избираться братией или назначаться архиереем. По словам владыки Илариона, в Русской Церкви сейчас нет условий, чтобы норма выборности игумена или игумении стала общепринятой, но мнение братии или сестер обители при назначении настоятеля (настоятельницы) епархиальный архиерей должен непременно учитывать. Путь монашествующих, несущих послушание вне монастырей, например, настоятельство, рядовое служение в приходских храмах, более тернист, нежели у тех, кто проживает непосредственно в обителях. Насколько оправдана практика монашеского служения в миру, или от неё лучше совершенно отказаться?

Нет сомнения, что необходимо мудрое духовное руководство. Нерешенными остаются вопросы о том, нужна ли выборность духовника. Совмещение настоятельства и духовничества крайне нежелательно. В женских монастырях духовниками, исповедующими сестер, должно быть именно монашествующее духовенство, а не женатое.

Завершая выступление, митрополит Иларион поделился мыслью, что наряду с монастырями, осуществляющими миссионерскую, социальную, благотворительную деятельность, возможно создавать обители именно для ученых монахов.

Искушения по гендерному признаку

Доклады греческих гостей – митрополита Лимассольского Афанасия, духовенства из афонских монастырей – стали заметными событиями на собрании. Слушатели обратили внимание, во-первых, на представленные в них отличающиеся от русских греческие традиции монашества, а также на стиль изложения своего видения современного монашества. Доклады греческих гостей, которые делились своим монашеским опытом, были наполнены духовным содержанием. Они говорили о сокровенном, высказывали мысли, которые у нас в России, наверное, в широкой аудитории никогда не прозвучали бы. Например, было обращено внимание на нежелательность длинных богослужений для сестер, которые устают в силу женской природы. Или на то, что в женском монашестве больше, чем в мужском, празднословия и осуждения.

Отрадно, что греческие монахи-духовники, занимающиеся окормлением женских общин, хорошо знакомы с жизнеописаниями и творениями русских подвижниц ΧΙΧ – начала ХХ столетия, в частности, «Келейными записками» настоятельницы Леушинского монастыря игумении Таисии (Солоповой).

Документ не на все времена

Докладчикам задавались вопросы, выступающие из зала говорили о различных ситуациях из повседневной монашеской жизни, вслух размышляли о способах их решения на основе церковных канонов и действующей практики. Предлагались текстовые и смысловые правки в текст нового Положения о монастырях и монашествующих. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Феогност призвал к широкому обсуждению Положения не только во время работы съезда. Все замечания, присланные в Синодальный отдел, рассматриваются. Владыка Феогност неоднократно отметил, что все прописать в Положении невозможно и нет необходимости в формализации всех аспектов, связанных с монашеской жизнью.

Во вновь обсуждаемом Положении о монастырях и монашествующих об этом говорится так: «Начертывая совершенный образ монашеского жития, Положение о монастырях и монашествующих в то же время не предписывает монастырям полного единообразия иноческой жизни, но, напротив, позволяет им сохранять свои традиции и свободно развиваться в русле святоотеческих установлений».

Специальный корреспондент портала «Приходы»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Яндекс.Метрика