УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ, БОРЬБА С АЛКОГОЛИЗМОМ
11.09.2013Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.
Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности был подготовлен проект «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». Он доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх, а теперь направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Для того, чтобы в дискуссии по вопросам, поднятым в документе, приняли участие все желающие, проект концепции опубликовали на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия.
В начале документа разъясняется отношение Церкви к трезвости и пьянству. В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11).
В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10).
Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).
Когда в середине XIX века в России возникло трезвенное движение, Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
«Сегодня пьянство является одной из причин преступности и других пороков, пагубных болезней, кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду, − сказано в проекте документа, подготовленного в Межсоборным присутствии. − Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией, считая пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкоголя не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации». Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе, утверждается в документе.
Какими могут быть формы и методы такой деятельности? Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Профилактика алкоголизма как способ утверждения трезвости ведется по трем направлениям: первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности, второе охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных), третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.
В каждом из этих направлений применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы работы. При этом, как быто отмечено в проекте концепции, наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.
Особо в нем упомянут ряд форм и методов реабилитационной деятельности, доказавших свою эффективность. В их числе − обеты трезвости (зароки), которые даются с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию, индивидуальные консультации для страждущих и их родственников, групповые беседы с ними, курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости, группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, церковные и церковно-общественные реабилитационные центры. Важной частью реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов. Реабилитация может быть как стационарной, так и амбулаторной и проводиться в приходских общинах, монастырях и в других местах.
Координация церковной деятельности по утверждению трезвости осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях
На общецерковном уровне координацией занимается Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, среди задач которого − разработка и координация общецерковных программ по утверждению трезвости и оказанию помощи лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и их родственникам; подготовка методических материалов и распространение их в епархиях; организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев; разработка совместно с Учебным комитетом курсов для учебных заведений Русской Православной Церкви по подготовке специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по утверждению трезвости; создание во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации методик и учебных пособий для проведения в православных учебных заведениях и воскресных школах занятий, нацеленных на воспитание правильного отношения к трезвой жизни; в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими; создание общецерковного объединения православных обществ трезвости.
На следующем уровне епархиальные архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики. Они также по представлению координаторов и благочинных определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального достатка. В епархиях могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, которые займутся распространением методических и информационных материалов, проведением обучающих семинаров, а также курсов подготовки церковных специалистов по организации работы в области утверждения трезвости, привлечением клириков, мирян и учащихся духовных учебных заведений к практической деятельности по профилактике алкоголизма, созданием в епархиях объединений мирян − специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников; оказанием помощи в укреплении материальной базы епархиальных, приходских и монастырских программ в области утверждения трезвости, в том числе через проведение епархиальных целевых денежных сборов; координацией деятельности приходских братств, обществ и общин трезвости; создание при соответствующем епархиальном отделе телефонной справочно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их близким.
Следующий уровень предусматривает общую организацию, координацию и контроль за деятельностью по утверждению трезвости в благочиниях, а также организацию межприходского взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного. Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику благочинного.
На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на штатного приходского социального работника, других специалистов или добровольных помощников.
Какой может быть приходская деятельность в этой сфере? Проект концепции предусматривает создание при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм работы; осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников; формирование групп добровольцев и привлечение специалистов, готовых и способных участвовать в деятельности по утверждению трезвости; организацию обучения добровольцев; сотрудничество с государственными и общественными организациями, осуществляющими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов; сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ в области профилактики алкоголизма; просвещение детей и молодежи прихода; взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями.
В монастыри, которые издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы, участвовали в делах милосердия и благотворительности, ив наши дни обращаются за помощью тысячи страдающих алкоголизмом людей. Часто именно в монастырях эти люди находят себе временный или постоянный приют. «Монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению трезвости в тех же формах, что и приходы, с учетом особенностей жизни обителей», − говорится в проекте документа, переданном на общецерковное обсуждение.
В нем также уделено внимание вопросу взаимодействия Церкви, государства и общества в утверждении трезвости, тем более, что исторический опыт такого взаимодействия уже есть: «Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века. В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении трезвости и в профилактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.
В каких видах деятельности может осуществляться соработничество Церкви и государства? В разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через творчество и средства массовой информации; социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью; законотворческой деятельности в области утверждения трезвости; общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя.
Как было отмечено, «Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе путем создания церковных общественных организаций». При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Союзником в деле утверждения трезвости могут стать и средства массовой информации. В сотрудничестве с ними возможно организовать разработку и проведение информационных кампаний, подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему утверждения трезвости, освещать в СМИ общецерковную и епархиальную деятельность по утверждению трезвости, публикацию социальной рекламы, размещать в сети Интернет материалы, посвященные утверждению в обществе норм трезвости.
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.